Все истории имеют свойство заканчиваться, но далеко не все от этого факта становятся грустными. Мы продолжаем вспоминать тех, кто делал в Лиге красиво «до нас», вспоминать не с грустью, а с самой искренней улыбкой. Ведь согласитесь, есть что вспомнить!
На очереди история, пожалуй, самого колоритного и яркого комментатора и ведущего СФЛ. Вы точно скучаете по нему!
Давай начнём просто и прямо: ты ушёл из Лиги почти два сезона назад, что произошло за это время, где ты и чем занимаешься?
Сейчас я прохожу службу в Вооруженных cилах Туркменистана. По нашим правилам в армии служат два года, я уже отслужил 14 месяцев. Но я успел получить довольно интересный опыт: некоторое время после возвращения из Питера я работал диктором на государственном канале «Туркменистан». Он вещает на семи языках, один из них русский, само собой. И вот там я озвучивал новости. Но я недолго проработал - очень скоро узнал про один проект, с которым у меня связался крепкий творческий союз. Это информационное агентство @orient.tm, молодая и очень профессиональная команда (немного напоминало мне нашу СФЛовскую атмосферу).
Не прошел мимо мой репортажный опыт, за что огромное спасибо Лиге. Я на таком огромном багаже приехал: опыт ведущего, журналиста, комментатора, интервьюера и прочее, и прочее. Словно я параллельно два университета закончил, спасибо всем гениям за их работу.
Могу добавить, что и в армии мне все это очень пригодилось. Я сейчас военный корреспондент, пишу для журнала «Национальная армия», это очень продвинутое издание. У него даже сайт свой есть и канал на Ютюбе. Если интересно, можете ознакомиться - www.milligosun.gov.tm.
Не знаю, насколько это будет острым вопросом, но не спросить не могу: ты сейчас вполне ярко и интересно описал свою нынешнюю деятельность, но сказал про то, что проходишь службу в Вооруженных силах. Как это вообще возможно? Думаю, что ты понимаешь, что я сейчас говорю о стереотипах о российской армии. Твои представления о службе и действительность, в которую ты попал, сильно отличались?
Знаешь, насчет ожиданий от службы, это как посмотреть. Я не могу сказать, что столкнулся с чем-то таким, что даже не представлял себе. Конечно, поначалу было нелегко привыкнуть к физическим нагрузкам, но организм быстро адаптировался, к тому же избавился от лишних килограммов, это мне пошло на пользу. Как вы можете видеть по последним публикациям в моём профиле, я уже не такой толстячок, каким был в последние годы в Питере. Да, у нас хорошие условия для службы, много занятий по физической, строевой и боевой подготовкам. Какие-то настоящие мужские штучки, которые не узнаешь в обычной «гражданской» жизни. Плюс мне очень повезло: меня заметили и предложили сначала месячную стажировку в редакции военного журнала, а потом и оставили, так сказать, дослуживать в качестве военного корреспондента. Что касается стереотипов о российской армии, думаю, они уже устаревшие. Если вы помните, в одном из выпусков #насфл Саша Черноусов рассказывал про армию и про то, как он кайфовал с поисковых работ, они там какие-то реликвии находили. Армейская жизнь пробудила во мне внутреннего мужика, если можно, я так выражусь.
Из очень крутого могу рассказать, что был на военном параде в честь 75-летия Великой Победы, это такие эмоции, непередаваемые просто. Я настоящий счастливчик. Из-за COVID-19 парад прошел только в Туркменистане и Республике Беларусь. Все было организовано на высшем уровне.
И, наверное, надо добавить, что прежде чем попасть в редакцию, я девять месяцев служил в обычных войсках, где осуществлял охрану объектов гос. важности. При этом и там было нормально, я познакомился с ребятами, которые тоже в России учились, и мы до сих пор общаемся, на расстоянии.
И всё это благодаря тому, что Примакин в 2015 привел меня в СФЛ, где я очень полюбил эти профессии - журналиста и репортера. Вот как в жизни всё взаимосвязано.
После такого рассказа даже стыдно спрашивать, но все же: изначально, когда ты совсем не знал, куда попадёшь и как все устроено, не было мысли «откосить»?
Да нет, я же понимал, что должен буду в любом случае пойти в армию, поэтому не думал об этом. И потом, с военным билетом открываются многие двери, это как ещё один диплом. Без него можно, конечно, но с ним лучше. Плюс жутко интересно было попробовать, что такое быть солдатом. Я же очень любопытный.
Уже есть планы на будущее после службы? Кажется, с профессией ты определился, нам ждать тебя на всех экранах?
Да, хайпа будет много, конечно, меня ждут обратно, поживем - увидим, а когда увидим - не побоимся.
Давай поговорим о Лиге: как ты пришёл в проект и в качестве кого? Почему решил попробовать себя в роли журналиста?
Сразу скажу, что всегда с большим теплом вспоминаю про Лигу, и все, что связано с ней. Столько людей и эмоций. Началось все на очередном заседании студенческого совета в СПбГУГА, Миша Примакин начал рассказывать про СФЛ, меня заинтересовало. Я футбол очень люблю с детства и даже не раздумывал. Спросил, когда будет собрание, и мы вместе пошли на него через пару дней.
Собрание было в старом офисе, не помню, где он находился, я был там не частый гость в тот период, надо у старичков спросить. Но в тот день там были все: и вахтерша, и кот, и Гордюшов, Грошев, Чеканов, Архипова, Саркис, Дурашов, мы с Мишей и Курунова, прям сразу такой олдскульчик. Ромащенко с Наумовым кажется не было, там я со всеми познакомился, и меня нарекли «новый Армян».
Лично я застала тебя уже в роли ведущего и, иногда, менеджера полей. С чего ты начинал в СФЛ? Помнишь свои первые впечатления от работы?
Очень даже помню. Я начинал в сезоне 2014-2015, после зимнего перерыва и кубковых матчей. Начинал я на Каховочке, матчами, кажется, Второй лиги, какие команды были - точно не помню, но в архиве где-то сохранилось. Никогда не забуду свой первый рабочий день по нескольким причинам. Узнал, что нужно записывать стендап к репортажам по дороге на матчи, хотя на тот момент понятия не имел, что это вообще и что говорить, наверное, дублей 15 точно записывали, спасибо за терпение и труд оператору Паше Стратулату, он меня многому научил, и его невозмутимость мне помогла. В тот раз ничего не вышло, но это было хорошим уроком. Еще погода чудила: шел дождь, дул ветер, выпал град, и потом вышло солнышко, я подумал: неужели на СФЛ всегда так?
Первым менеджером был Рустик, он тогда был королём Каховки, постоянно придумывал викторины, какие-то загадки, веселил всех. Помог мне очень, я, будучи менеджером, часто вспоминал его подход к работе и всегда старался максимально помогать журналистам и вообще создавать атмосферу на скамейке. Больше всего мне запомнилось то, что произошло уже после матчей. Естественно, я замерз и промок и первым делом нырнул в Бургер Кинг, в растерянности оставил свой портфельчик за столиком, а сам направился к кассам. И что вы думаете? У меня сперли портфель, со всеми записями, личными вещами, хорошо, что деньги и документы были у меня с собой, во внутреннем кармане куртки, я был в таком шоке.
Такой сумбур эмоций едва не привел меня к тому, что я хотел полностью завязать с работой в СФЛ после первого же дня. Не помню, что именно меня привело к тому, чтобы не бросить ездить на пришкольные поля, но весной 2015 года моя карьера могла закончиться, так и не начавшись.
Вот это я понимаю история знакомства, кажется, я ещё не слышала ничего подобного.
Как ты начинал учиться работе журналиста/корреспондента уже непосредственно в СФЛ? Что было самым интересным? Может, было желание на кого-то равняться?
Когда я решил для себя, что хочу работать в Лиге, писать репортажи о матчах, не скрою, было немного страшно: а получится ли, будет ли это интересно людям? Моя проблема была в том, что я отлично знал предмет моих рассказов, но не имел представления как приступить к пестованию о нем через текст.
Я начал заниматься. Сидел какое-то время на Спорт.ру, учился. Обращал внимание на структуру текста, ключевые эпизоды, заголовки, интервью, мне было интересно всё. Я запоминал, а потом пытался сделать по-своему.
Екатерина Архипова была моим первым редактором, просил её, чтобы она после исправления отправляла мне текст обратно. Хотел учиться на своих ошибках, первое время ничего не выходило, я допускал одни и те же. Мне не хватало прямых действий, напора в тексте. Но Катя не сердилась, она очень по-наставнически отнеслась ко мне, часто подсказывала.
Потом был Саркис за главного, он говорил, что читает мои тексты с армянским акцентом, никогда не получал от него каких-либо замечаний по поводу содержания материалов. Ему было, думаю, важнее, что я их просто скинул, потому что я начал сильно задерживать материалы, начались завалы на учебе, я даже не сдал несколько важных работ, подставил людей. Конечно, мне было стыдно, думал, что уволят с позором.
Потом все как-то разрулилось, снова появилось свободное время, захотелось подойти серьезнее к работе в СФЛ. У нас состоялся серьезный разговор с руководством перед закрытием сезона 2014/2015. Юля Сидельникова сказала, что была бы её воля, она бы, конечно, давно показала мне на дверь. Но, по её словам, Денис Чеканов был за то, чтобы дать мне второй шанс, он уполовинил мои гонорары, но дальше этого дело не пошло. Я даже получил фирменную маечку с логотипом Лиги, чему был очень рад. И со следующего сезона мы с видеоотделом и Юлей стали крепкой командой.
Сначала началось все с коротких репортажей, а потом были уже большие передачи: «2 по 20» и «на СФЛ». Здесь говорю Юле большое спасибо за то, что она взяла меня в свои руки, научила писать закадровые тексты и озвучивать материалы, стоять в кадре, правильно держать микрофон, не забывать его направлять говорящему, если это интервью, заботиться об операторах.
А я же еще комментатором работал. Меня к этому делу приобщили Леонид Ромащенко и Егор Гельвер, я давно хотел попробовать, но казалось, что эта ниша занята, и вряд ли получится втиснуться. Но Леня, как только узнал о моем интересе, тут же создал такую возможность. Благополучно повесил на меня все и пропал. Я, бывало, по восемь матчей в день комментировал. Это, конечно, непросто, знакомые с СФЛ знают, какая там специфика, всегда много игроков, которых ты видишь впервые, майки зачастую без фамилий, приходится сверяться по номерам.
Но было весело, мне нравилось без остановки рассказывать о матче и о каких-то околофутбольных моментах. Приятно было, когда родители игроков, которые из своих городов смотрели трансляцию, потом отдельно в социальных сетях меня благодарили.
Помню свой последний выход в эфир на Политехе, я тогда сообщил, что прощаюсь с СФЛ и улетаю в Туркменистан, очень трогательно высказался о времени, которое провел под покровительством Лиги. А вечером, на закрытии, ко мне подошел попрощаться Андрей Козлов, сказал, что его девушка смотрела трансляцию и передала ему, что я улетаю. Мне было очень приятно, с ребятами мы до сих пор общаемся. Чаще с Гро, он мне на gmail пишет, зовет в Тулу. Недавно шутили, он писал, что составил расписание игр, и мои поля в поселке Новый Тульской области, только за инвентарем надо в офис заехать.
Я скучаю по тем временам. Гениев, которые повлияли на меня, было много, и вы их прекрасно знаете сами: это Ромащенко, Наумов, Белюков, Грошев и Чеканов, Саркисов, Черноусов, Гельвер, Архипова, Сидельникова и больше всех Майоршин, конечно же!
Поделишься секретами работы в кадре? Думаю, каждый, кто видел тебя в роли ведущего, признает, что ты – гений, и готов чему-то у тебя поучиться.
Здесь вы, конечно, преувеличиваете, мне до уровня гения еще очень далеко, да и не стремлюсь я туда. Для того, чтобы хорошо выглядеть в кадре и не краснеть за себя после съемок, нужно раскрепоститься, хорошенько выучить материал, с которым вам предстоит обращаться к зрителю, накануне съемок обязательно отдохнуть и привести себя в порядок. Не стесняйтесь проявлять свои эмоции, и самое главное - вам должно быть интересно то, о чем вы рассказываете.
Требую раскрытия ещё одного секрета: всегда казалось, что твоя работа в кадре - импровизация. Казалось и мне, до тех пор, пока я не увидела, как ты готовишься к рабочему процессу. Как ты придумывал идеи для интервью и рубрик для «наСФЛ»? Много ли времени и сил на это уходило?
Когда я занимаюсь работой над проектом, то постоянно сфокусирован на генерировании идей для него, они могут родиться во время просмотра чего-нибудь, прогулки, занятия домашними делами. Я просто беру белый лист и записываю на него все, что придумал за день, а потом просто сортирую. Я не сказал бы, что на это требуется много времени и сил, этот процесс у меня уже как-то на автомате. Но непосредственно перед записью, дня за два, я стараюсь разгружать свой график и занимаюсь только отработкой и подачей материала. Главное во всем этом то, что я кайфую от такой работы.
Сейчас часто приходится говорить об отличии Лиги настоящей от той, которой она была два-три года назад. Часто как раз в контексте медиа. Следил ли ты за какими-то событиями в СФЛ после ухода и заметил ли какие-то изменения?
Конечно, сразу после моего ухода главным партнером Лиги стал футбольный клуб «Зенит». От этой дружбы СФЛ выиграла очень много, и в первую очередь, в медиа. Специальные мероприятия, созданные совместно СФЛ и «Зенитом», были очень популярны в социальных сетях, и уверен, что принесли дополнительную узнаваемость Студенческой лиге.
Я с большой радостью и, не скрою, с некоторой завистью следил за участием СФЛ в фан-променаде на Крестовском и встречами с игроками клуба, многие из которых кумиры моего детства, я всегда мечтал встретиться с ними (я про Аршавина, Тимощука, Семака и многих других). Благодаря участию «Зенита» в делах СФЛ, престиж Лиги заметно вырос. Думаю, мальчишки, которые учатся сейчас в школах, уже с нетерпением готовятся вступить в студенческую жизнь, чтобы заявить о себе в СФЛ. Так что, если говорить про СФЛ в контексте медиа, то следует говорить об охвате аудитории и о росте бренда и его узнаваемости.
Плюс всегда приходят новые ребята в отделы фото, видео и журналистики. Конечно, и они привносят свои особенности. Приятно видеть, что и «старички» продолжают работу.
Сможешь вот так сразу вспомнить самые яркие эпизоды твоей карьеры в СФЛ? Кстати, можно и про карьеру игрока рассказать, ты же успел поиграть в нескольких командах.
Топ-3 гола:
1) гол со штрафного в ворота «Бонч ФК» (Кубок на паркете, групповой этап «Миртесен» - «Бонч ФК»);
2) гол в товарищеском турнире по пляжке, в матче «Сборная Питера» - «Сборная Москвы»;
3) гол в Премьер-Лиге, «Авиатор» - «Луки-спорт», Смородникову забил.
Трудно вспоминать про яркие моменты. Помните, я в Версусе с Ковалем участвовал (смеется)? Закрытие, возьми любое, - одно ярче другого. Шашлыки жарили на Финском заливе. Тусовки с «Адмиралом». Матч в чемпионате Питера по пляжному футболу, когда мужики на «Нова арене» подхватили кричалку «Ж-о-о-о-ра Асланян ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла». Походы всей организацией на ночные катания. Фото профиля geo_aslanyan. Матчи с участием Артёма Майоршина…
А расскажи чуть подробнее, в каких командах ты поиграл и как вообще стал игроком Лиги? Изначально ты ведь приходил в команду организаторов.
Редкий человек любит футбол, при этом не мечтая стать популярным игроком. С первого дня работы в Лиге я мечтал, что когда-нибудь смогу заявить команду в СФЛ или выйти в составе какой-нибудь уже играющей, и покорю нашу неискушенную публику.
Но по факту, во всех командах я больше занимался организационными вопросами, даже для любительского турнира я не могу похвастаться исключительной скоростью, ударом или техникой. И мечты о том, что я стану гениальным футболистом, так и остались ими.
Было несколько команд, мне нравилась атмосфера в дни матчей, некая магия, ощущение, что ты на несколько часов становишься частью чего-то такого, что объединяет весь мир.
Первая команда была «Saint Sky» из Университета гражданской авиации. Мы начинали в Третьей лиге и в первом же сезоне упустили хорошие шансы попасть в стыковые матчи за Первую лигу, тогда по регламенту это было возможно, нам не хватило двух (точно не помню) очков. Было много хайпа, приезжали наши журналисты, фотографы, мы подтянули очаровательных болельщиц. Я даже забил гол, который заснял Игорь Поборчий, и эта запись есть у меня в Ютюбе.
Тот сезон был вообще особенный, наша болельщица, Аня Рябухина участвовала в Мисс СФЛ, и мы вместе готовились к её конкурсам, сняли ролик, поставили танец. Очень яркие воспоминания.
Была еще одна невероятная команда, я бы сказал семья, - «МирТесен» Игоря Поборчего. У него собиралось два состава на паркет, и Игорь предложил мне принять участие в турнире, быть капитаном и талисманом команды. И заявил её под названием «МиртесЯН».
Конечно, еще про «Арбузики» надо не забыть. Коллектив, в котором все хотели просто поиграть в футбол по выходным, получить немного заряда эмоций, пусть и не всегда положительных. И тут такая история: Джавид Мурсалиев, известный по играм за «китов», очень сильный форвард, получил травму, а восстанавливаться решил в матчах, где страсти кипят чуть менее бурно, чем на «Политехнике». В Третьей лиге, как раз, где мы, «Арбузики», и играли. Выбор пал на эту команду по вполне логичным причинам: он не считался в ней легионером. По этому поводу было много подколок, настоящий горячий азербайджанец в команде «Арбузики». Он старался, но мы были безнадежны.
И последняя команда - это «Авиатор». Ребятам удалось пробиться со второй лиги сразу в премьерку. Это была моя мечта - выйти на «Политехнике» против главных команд Лиги. Конечно, я мечтал и забить гол. Это случилось уже под конец сезона, ворота «Луки-спорт» из-за травмы вратаря защищал полевой игрок. у Смородникова не было шансов, я принял мяч у самой штрафной, хоть и был спиной к воротам. Просто развернулся и нанес удар, меня никто не держал, думаю, они просто не представляли, что я так умею.
У нас были очень классные игроки, но мы не были командой ни на поле, ни в жизни. Даже Давид Колбаия, известный по выступлениям за МЧС, великолепный футболист, который зачастую в одиночку решал моменты, не смог заставить «Авиатор» набрать высоту. Мы её потеряли однажды и больше не смогли найти.
А вообще за всю историю работы в Лиге были команды, за которые ты болел или как-то особо поддерживал?
Были команды, которым я симпатизировал. Во-первых, «Адмирал» - я за них топил с 2015 года. Мы хорошо дружили с основным составом, часто встречались после матчей за разбором полетов.
Во-вторых, «Сильвин» - клуб Ивана Грошева. Лично за Артема Майоршина болел. В истории не так много футболистов, за которых я персонально болел, и почти все они плохо кончили: Рональдиньо, Алешандре Пато, Кокорин и Майоршин, сами понимаете, надежда есть, но маленькая.
Команды, в которых я играл, конечно, автоматически в этом списке, «МирТесен» - это моя маленькая семья. Неофициальный слоган этой команды звучит так: «Аделина Геворкян, Поборчий Игорян и Георгий Асланян».
По понятным причинам хочется спросить: а видишь ли ты возможность ещё раз пересечь свою карьеру со Студенческой футбольной лигой? Как должны сложиться звезды, чтобы ты вновь взял микрофон и появился в кадре на полях СФЛ? Может, хотя бы единоразово.
У меня ещё остались незаконченные дела в Санкт-Петербурге, я должен обязательно вернуться до 2023 года. Точка в нашей истории еще не поставлена.
На самом деле это почти все, о чем мне бы хотелось поговорить. Что ты в завершение хотел бы добавить от себя и, может быть, пожелать Лиге?
Я хотел бы сказать: ребята, болейте своим делом, кайфуйте от того, чем занимаетесь. Если у вас что-то получается и это приносит вам радость, не надо останавливаться. Если проявить немного упрямства, можно покорить самые невозможные вершины. Желаю, чтобы каждый из вас нашел свое место под солнцем!
Лиге желаю, чтобы она работала и развивалась. Работать надо на полную, даже на 99% не сгодится. И лично Денису Чеканову большое спасибо, благодаря ему мои мечты и мечты сотен таких же, как я, любителей футбола становились реальными. Лига навсегда в моей памяти.
Автор: Юля Чуркина