Олдфаги, вы готовы реветь?
Мы пообщались с бывшими игроками легендарного «Сассуоло», и они подогнали нам столько душевности, что всем хватит на годы вперед!
Роман Шехман, Павел Малахов и Иван Несмиян вспомнили яркие победы и драматичные поражения, красные носочки и автомобильные плейлисты по дороге на «Фабрику футбола», тренерские указания Александра Дорского и утро после победы над «МЧС»...
Всем любителям теплой и трогательной ностальгии — обязательно к прочтению:
- Сложно ли быть капитаном такой большой команды? Организация игр, сбор игроков на матчи, поддержание дисциплины и другие капитанские обязанности не напрягали тебя?
Шехман: Самым сложным было собрать деньги на взнос. Не помню ни одного турнира, чтобы этот вопрос у нас закрывался безболезненно. Но, наверное, в студенческой команде так и должно быть.
Со сбором игроков на матчи тоже частенько возникали трудности, но я считаю, что у нас получалось решать эту задачу. За все время выступления в СФЛ я могу вспомнить только один технарь. Учитывая общее количество игр, думаю, это хороший показатель.
Что касается дисциплины, у нас ее точно нельзя было назвать железной, но это — одна из составляющих нашего успеха. Конечно, в моменте это могло вызывать недовольство, но с другой стороны, таким образом мы сохраняли правильную, непринужденную атмосферу в команде. Именно атмосфера внутри коллектива позволяла нам добиваться хороших результатов. «Сассуоло» — это про человеческие отношения, а не про дисциплину.
- Был ли ты лидером вне поля? В «Сассуоло» были какие-то командные встречи для поддержания духа и увеличения сплоченности?
Шехман: Могу отметить три точки на карте Санкт-Петербурга, которые способствовали сплоченности коллектива: Ланское шоссе, Институтский проспект и проспект Королева. В разные периоды было свое место, где проходили мероприятия для тимбилдинга. Практически после каждого турнира или по завершении круга мы собирались всей командой. Всегда это было очень весело и являлось такой же неотъемлемой частью, как и непосредственное участие в играх. На общекомандный сбор явка была даже лучше, чем на матчи. Сразу на ум приходит сообщение нашего игрока Паши Семиткина: «На игре не буду, но бухать приеду».
- Были ли в команде замы, которые в любой момент могли тебя заменить и помочь с некоторыми вопросами? Или вся ответственность была на тебе?
Шехман: Замов у меня не было, но не потому что в команде они отсутствовали, а потому что просто в этом не было необходимости. Я старался всегда участвовать в сборе игроков на матчи, даже в те моменты, когда сам не мог на них присутствовать. Благо современные способы коммуникации позволяли это делать. Поскольку я был капитаном, то это была моя ответственность, и у меня никогда не было желания переложить ее на кого-то из игроков.
- Полтора года назад СФЛ проводила опрос, с кем у аудитории ассоциируется «Сассуоло». Более 50% людей проголосовали за тебя. Это справедливая оценка? Считаешь ли ты, что без тебя команды бы не существовало?
Шехман: Поскольку в СФЛ, помимо голосований за лучший гол тура, опросы проходили прозрачно, то, думаю, такую оценку можно считать справедливой. Как показало время, без меня команда не продолжила существовать. Отчасти, наверное, это связано с тем, что большое количество игроков стало старше 27 лет и участвовать в СФЛ уже не могло, но более важным, думаю, является то обстоятельство, что я был более остальных заинтересован в существовании команды.
- Расскажи о своем лучшем матче за «Сассуоло». Когда ты поймал кураж и тащил все, что летело в створ.
Малахов: Лучший матч за «Сассуоло» сложно вспомнить, потому что для меня все игры за команду будто бы проходили в одну пору. Парни были великолепны, я был хорош. Можно вспомнить весь чемпионский сезон — как же мы играли!
А еще особняком стоит матч против «Кастильи» в следующей регулярке. Мы выиграли 2:0, там были какие-то невероятные спасения, так еще и после этого матча началась наша реальная вражда. Не с командой противника, а, скорее, с одним человеком из того коллектива.
- А теперь вспомни худший матч за «итальянцев» и самый нелепый пропущенный гол.
Малахов: Не помню плохих матчей. Они наверняка были, но я бы, скорее, хотел сказать про обидные поражения. Таких случилось два, и оба на Зимнем Кубке. В мой дебютный турнир за «Сассуоло» мы вылетели в 1/4 финала от «Shadows». Кажется, 3:4 уступили, хотя вели игру. Самое обидное, что решающий мяч мы пропустили из-за моей ошибки. Долго извинялся перед парнями, а они сказали, что после такого я обязан остаться в их команде.
И, конечно, финал против «Кастильи». Вели 2:0, но проиграли 2:3, пропустив за 10 секунд до конца встречи. Больно до сих пор, но радует, что половина из того состава все-таки взяла свое уже на следующий год за «Молодежку».
- Были матчи, когда выходил с мыслями, что уже выиграл? Все-таки ты играл в одной из сильнейших команд за всю историю СФЛ.
Малахов: С тем составом, когда мы прошли сезон без потерь очков, ни один соперник не знал, что делать. И именно поэтому я выходил на игры с постоянным ощущением, что сегодня мы в любом случае заберем три очка.
- Праймовая «Молодежка» против праймового «Сассуоло». Кто сильнее?
Малахов: Праймовая «Молодежка» — это лучшие игроки из «Сассуоло» плюс еще несколько моих лучших друзей. Я бы не хотел сравнивать, кто сильнее — я считаю, что это два великолепных коллектива, которые в свое время были топами.
И лучше не вспоминать очную встречу, когда я еще играл регулярку за команду из Политеха. Мы вели 5:3 с «итальянцами» и проиграли 5:11, но это была другая история. Особенно 11 голевых от Ромы Шехмана.
- Откуда взялась кликуха «Джусси Саари»?
Несмиян: Я не помню наверняка, но на 99% уверен, что это произошло с подачи Вани Грошева. До этого меня все по имени называли, а Гро ввел кличку в устойчивый оборот. А вообще, Saari — это название песни группы Pariisin Kevät. Тогда как раз была мода на ненастоящие имена, потому что в лигу пришло много команд из военных учебных заведений. Решил поддержать тренд (не было такого тренда).
- Какие у тебя сейчас взаимоотношения с партнерами по «Сассуоло»? Играете ли где-то?
Несмиян: К счастью, мы оставили игру в одной команде позади. Нам советовали закончить с футболом еще в детстве, но мы не послушались, ведь знали, что наша цель — красные носочки в финале. Если серьезно, то, даже не залезая на сайт СФЛ, могу предположить, что Малах играет с Лехой в одной команде. Но «Сассуоло» больше нет. Можно сказать, что мы ушли на пике.
- В легендарном финале с «МЧС» роль тренера исполнял Александр Дорский. Какова роль его тактической чуйки в одной из самых значимых побед в истории команды?
Несмиян: Громадная, громадная роль. Его чуйки хватило, чтобы отдать футзалки Ромы Сорокина Владу Троценко. Саня всегда любил хороший футбол и сегодня стремится вывести игру в России на новый уровень (подписывайтесь на его канал https://t.me/openthedoors), но с нами даже высота его таланта была бессильна. Тактический гений Александра Дорского — это вовремя дать отдохнуть лидерам той команды и в паузах уловить настроения, дать короткий подсказ.
- Возникали ли конфликты внутри команды? Кто-нибудь уходил из «Сассуоло» со скандалом?
Несмиян: Нет, все было классно, но мы постоянно пытались слить Лысова в «Кастилью». Со скандалом только приходили, преимущественно на тусовки, когда приходящий уже неожиданно оказывался под дверью.
- Следишь ли ты за СФЛ сейчас? Возможно ли возвращение «Сассуоло» в СФЛ PRO?
Несмиян: За СФЛ специально не слежу, но если в новостной ленте есть какая-то статья, особенно от старичков лиги, — с удовольствием читаю. Возвращение в СФЛ PRO вряд ли возможно, потому что нам хоть и под 40 лет, но денег на взносы никто не накопил.
- Расскажи о лучшем воспоминании, связанном с «Сассуоло».
Шехман: Лучшим моментом была победа в 2019 году на Паркете. Мы провели тот турнир очень сильно, был великолепный состав, и в финале нам удалось победить «МЧС». Насколько я помню, никто, кроме нас, не обыгрывал «спасателей» в решающем матче Кубка по мини-футболу. Нам удалось стать единственной командой, которая смогла это сделать. До сих пор мне немного обидно, что Антон Лысов не был тогда в команде, поскольку проходил службу в армии. Он практически с самого начала был очень важным игроком «Сассуоло» и явно заслуживал того, чтобы выиграть этот трофей.
Малахов: Лучшее, что я приобрел за время игры в «Сассуоло» — это друзья. Пускай сейчас мы общаемся намного меньше, но я люблю каждого игрока из той команды. Рома, Ванечка Несмиян, Борис, Лара, Троц… А какие крутые были у нас были болельщицы (Ключ и Алена в самом сердечке)! Да я могу бесконечно перечислять — так сильно ценю те моменты.
Несмиян: На самом деле, у меня очень много воспоминаний о лиге. Все-таки это значительный пласт жизни. Первое — из тех времен, когда мы еще играли на Каховке. Кто-то очень низкий и мерзкий плохо обошелся с нашим капитаном (Ромой Шехманом), и уже через три секунды я летел двумя ногами в очень низкого и мерзкого человека. Ушел без красной, потому что мы заплатили Косогорову. Второе — гол Ильнуру Юлдашеву за шиворот. Знаю, что не один я могу этим похвастаться, но все равно приятно.
- Сейчас в твоей жизни бывают моменты, когда сидишь под спокойную музыку и ностальгируешь по тем временам?
Шехман: Да, конечно, СФЛ занимает особое место в моей жизни. Именно благодаря лиге я познакомился со своей женой Ксюшей, когда она еще работала здесь фотографом. Также очень скучаю по команде, всегда с огромным удовольствием ездил на игры. Вспоминаю о том, как мы вместе с Пашей Малаховым и Лешей Романовым добирались до «Фабрики футбола» под фантастический плейлист Малаха. Это навсегда останется в моем сердце. Я принимал участие в турнирах СФЛ восемь лет, и лига очень сильно изменилась за это время. К сожалению, начиная с 2020 года, начался некий спад. Но, надеюсь, что лучшие времена СФЛ еще впереди. Такие турниры очень нужны городу. Надеюсь, у Дениса остался запас энтузиазма.
Малахов: Да, вот сейчас пишу ответы и грущу. Просто от того, что такого у нас уже не будет. Тут даже никакой музыки не надо. Классно, что вижусь периодически с кем-то из ребят. Хочется в очередной раз сказать, что я их люблю.
Несмиян: Отношусь к временам в лиге и в «Сассуоло», как к очень приятному и теплому воспоминанию. Но время быстро бежит… Хотелось бы, конечно, поиграть подольше, но вовремя закончить — тоже искусство. Не можем же мы и дальше подделывать студенческие билеты всей команде.
- А теперь поведай о самом сложном моменте за время существования «Сассуоло».
Шехман: Самый тяжелый момент был в первом круге сезона 2018/19. Тогда мы сменили название на «Polymax», поскольку у нас появился спонсор, с которым мы по итогам первых туров распрощались. Но каким-то магическим образом смена названия команды негативно сказалась на нашей игре. Несколько первых туров мы вообще не могли набрать очков и проигрывали всем с разгромными счетами. Не могли понять, в чем дело. К концу стартового круга вроде бы начали нащупывать свою игру и зарабатывать баллы. После чего последовал абсолютно провальный Зимний Кубок, на котором мы не смогли даже выйти из группы. Но в итоге эти неудачи позволили нам стать сильнее, так как в следующем турнире, Кубке на паркете, мы смогли добиться победы. К тому турниру «Сассуоло» подошел с максимальной мотивацией и концентрацией.
Малахов: Кажется, сложные моменты у команд СФЛ всегда одинаковы. Парни взрослеют, появляются работы, семьи, другие интересы и обязанности. Это было и у «Сассуоло». В своем последнем сезоне в регулярке мы заняли четвертое место, уже не так хорошо собирались, не было тех эмоций. Сложный период у нас продолжается и сейчас. Пусть уже не в футбольном плане, а в жизни. Рома с Ксюшей в Израиле, Кутловский тоже за границей, Ваня с Аленой работают днями и ночами… Так бы хотелось встретиться, как в старые-добрые, и посидеть всю ночь под бутылочку чего-нибудь. Или проехать с Ромой на машине на «Фабрику футбола» под Мейби Бейби или Просто Леру.
Несмиян: Очень тяжело было утром после победы над «МЧС»... Да и все, пожалуй.
- Появлялись ли у тебя когда-либо мысли об уходе из команды? Может, подобные слова вырывались в раздевалке после неудач?
Шехман: У меня таких мыслей точно никогда не возникало. Я всегда был уверен в силах нашей команды. У нас был отличный подбор игроков, с которым можно было добиваться хороших результатов во всех турнирах в рамках СФЛ и после каких-то неудач присутствовала уверенность что победы будут, нужно просто продолжать играть. Такие слова вырывались у отдельных игроков, звучали фразы типа «ухожу в Кастилью», но я всегда понимал, что это просто эмоции. Хотя один игрок все же пошел на такой шаг.
Малахов: Вообще никогда. Там была такая шикарная атмосфера, что даже в случае не самых удачных игр мы как-то находили слова поддержки друг для друга, благодаря чему было желание продолжать снова и снова. По-моему, каждый из нас с нетерпением ждал игр на Политехнике каждые будни.
Несмиян: Нет, таких мыслей никогда не было, мы всегда приходили получать удовольствие от игры и от нахождения друг рядом с другом. После поражений все пытались повесить всех собак на Антона Лысова и Пашу Малахова. Но второй — милашка и выбивал нам эфирное время, а Лыс всегда хотел ходить в красном и быть без дома. А так, чтобы нас расстроило какое-то одно поражение… Это смешно, у нас в команде в разные годы играли Лёха Лемницкий, Артур (зашейте эту дырочку) Шубин, Роман Борисыч, Пашечка Семиткин… Сплошные легкие ножки. В нашей жизни поражений было столько, что какое-то одно выделять просто нечестно.
- Назови время, когда «Сассуоло» был в своей лучше форме? Праймовые «итальянцы» — это какой год?
Шехман: Думаю, таких периодов было два. Первый на уже упомянутом Кубке по мини-футболу в 2019 года. А второй — это постковидный сезон 2021 года, когда мы выиграли Премьер-Лигу, не потеряв ни одного очка. Тогда была полная уверенность, что мы выиграем этот сезон, и мы победили во всех матчах с преимуществом не только по голам, но и по игре. Было классно.
Малахов: Они были топами еще до моего появления в команде, после победы на Паркете в 2019 году. Но когда появилась проблема с вратарем, очень круто, что они нашли меня. Это вообще забавная история. В «Сассуоло» есть парни из моего города, Барнаула. Мы не были знакомы, но Рома в школьные годы был знаком с моей девушкой. На полях СФЛ они узнали друг друга, а мы, соответственно, только познакомились. На этой теме как-то и сошлись, после чего начали строить свой путь к величию.
Несмиян: По потенциалу, наверное, 2015—2017 год. Мы очень многое могли, но очень многое не умели. А так, мы всегда были праймовые, для нас не было авторитетов и аутсайдеров, мы могли обыгрывать «Кастилью» и проигрывать «МирТесен». Пусть это будет 2019-й — год победы на Паркете.
- Насколько противостояние с «Кастильей» было принципиальным для «Сассуоло»?
Шехман: Да, это был наш самый принципиальный соперник, что абсолютно закономерно, поскольку на протяжении многих лет мы навязывали им конкуренцию. Встречались на решающих стадиях в турнирах, где была бескомпромиссная борьба. Это всегда были очень трудные матчи. «Кастилья» демонстрировала очень сильную игру, вне зависимости от набора игроков. Поэтому встречи с «горняками» всегда получались очень напряженными и интересными.
Малахов: Честно говоря, оно для нас принципиальным было намного меньше, чем для них. Или опять же, конкретно для одного человека. Я искренне восхищаюсь их командой, их стабильностью, рад нашему соперничеству в лиге. Мы были конкурентами, мы всегда хотели их как-то задеть, но у «Сассуоло» также были и другие противники, с которыми мы делали то же самое. Вспомним ту же «Фортуну».
Несмиян: На самом деле, оно было принципиальным очень условно. Скорее, это самый сильный соперник в лиге, который стабильно держал высокий уровень противоборства вне зависимости от обстоятельств и состава. Думаю, что будет справедливым сказать, что именно противостояние с «Кастильей» вывело нас на качественно новый высокий уровень. Надеюсь, что и «Кастилье» наше противостояние было по душе.
P.S. от кэпа: В завершении хотел бы сказать огромное спасибо СФЛ за чудесные годы. Лига подарила воспоминания на всю жизнь. Отдельная благодарность — Денису Чеканову и Ивану Грошеву. Без них все это было бы невозможно.
И, конечно же, хотел бы выразить огромное уважение всем игрокам, которые выступали за команду. Спасибо, парни, вы лучшие! «Сассуоло» правит миром!