История «Гарпастума» началась с самой первой сборной философского факультета СПбГУ. Команду создавал я, собирал всех ребят тоже я, но у нас уже было небольшое объединение, которое называлось «Философский футбол», где играли студенты, выпускники и преподаватели философского факультета СПбГУ. То есть я просто собрал всех студентов, которые были в «Философском футболе». Первый наш состав — это ребята из моего факультета и парни из Русской христианской гуманитарной академии.
Я сделал пост ВКонтакте, попросил придумать какое-то имя для команды, и один из моих одногруппников, его зовут Ростислав, предложил название «Гарпастум». Нам оно очень понравилось, потому что гарпастум — это древнегреческая игра с мячом, очень близкая по духу с древнегреческой философией. Поэтому мы подумали, что «Гарпастум» — прекрасное название для команды с философского факультета.
Что касается эмблемы, у нас тоже был конкурс в нашей официальной группе, где все желающие могли прислать свои макеты. В итоге было около десяти макетов, и мы остановились на том, который используем до сих пор. Насколько я помню, эмблему, которую мы выбрали, предложил Алексей Рахманов, в прошлом игрок «Канониров» (СПбГУ), а потом он и за нас выступал тоже.
По поводу нашей формы. В целом, мне действительно нравятся абсолютно все комплекты, которые мы делали. Наверное, особняком стоит наш первый комплект — черная форма. Я думаю, что мы точно рекордсмены СФЛ по количеству комплектов. Не думаю, что у кого-то их было столько же, сколько у нас. Мне очень нравится наша нынешняя форма чернильного цвета, к примеру. Хотя все наши вариации с оранжевым цветом тоже считаю довольно успешными. В целом, мы всегда были стильной, с точки зрения формы, командой.
Я очень хорошо помню первый матч «Гарпастума». Это было в апреле 2013-го года. Мы смогли собрать довольно много болельщиков. Пришли наши однокурсницы с философского факультета. Собирались мы на стадионе, который находился на улице Пражская. Мы очень долго шли, потому что не могли найти поле. В итоге еще и наш соперник не приехал на игру вовремя. Тогда еще в СФЛ не было так строго, как сейчас. Прождали соперника 40 минут. Команда, с которой мы играли в тот день первый матч, называлась «Двинка zoo». Ту встречу мы проиграли со счетом 3:1, а я забил единственный гол. Это было прикольно, хоть и конечный результат получился не очень. Насколько я помню, у нас было тогда две игры в день, и после «Двинки» мы встретились с командой «UAPA» и победили со счетом 2:1. Тоже помню, что удалось забить. С первых же игр стало понятно, что чемпионами мы не будем. Надо просто получать удовольствие от происходящего. Собственно, на протяжении следующих 8,5 лет в СФЛ мы этим и занимались: получали удовольствие от встреч друг с другом, от футбола, от атмосферы студенческого спорта.
Наверное, будет не очень скромно сказано, но зато честно: «Гарпастум» — это и есть я. Все, что происходит в команде, держится на мне. В 2014-м году был эпизод, когда я получил травму правого коленного сустава и выбыл на шесть-семь месяцев. Меня оперировали, и за это время команда не смогла без меня собраться и заявиться на Кубок. Также не было тренировок. И в этот момент я понял, что если там что-то не буду делать я, то никто этого делать не будет. За взносы тоже, в основном, отвечаю я. То есть сбрасываю деньги за сезон, а потом парни в течение года что-то отдают, что-то не отдают, но я уже философски отношусь к этому вопросу.
Самые ощутимые сложности были в тот год, когда мы играли в Высшей лиге на «Политехнике». Получилось так, что у нас было много интенсивных игр, в каждом туре было очень тяжело. Соперники сильные, а у нас мало игроков ездило на игры, по семь-восемь, то есть один-два человека на замене. А в СФЛ самое главное — это длинная скамейка и большое количество замен. У нас такой роскоши не было, приходилось уговаривать многих игроков ездить на матчи. Мне это не очень нравилось, поэтому я, честно говоря, был рад, когда мы вылетели из Высшей лиги и спокойно продолжили играть на пришкольных полях. То есть, например, перед этим сезоном у нас была возможность вернуться в Высшую лигу, потому что мы завоевали это право, но мы решили отказаться и остаться на пришкольных полях, где нет задачи победить. Играем в свое удовольствие. Наверное, эти две ситуации – самые трудные, с которыми я сталкивался, — моя травма и игра в Высшей лиге.
Я думаю, что в «Гарпастуме» было достаточно много футболистов, которые могли бы играть профессионально. Например, Ваня Корнышев долгое время провел в команде, и если бы он захотел начать профессиональную карьеру, вполне мог бы стать довольно успешным футболистом. Также Ваня Грошев, думаю, при определённых обстоятельствах мог бы заниматься футболом профессионально, но решил иначе свою жизнь построить. Никита Уваров, лучший бомбардир в истории «Гарпастума», сто процентов мог бы играть профессионально, если бы захотел, если бы было должное отношение к этому. Конечно, вопрос именно в отношении: хочет ли футболист играть профессионально. Задатки у многих были. Я думаю, что 10-15 человек за всю историю команды можно выделить, кто мог бы играть профессионально, но в первую очередь мы в них видим не футболистов, а приятных людей, потому что именно это самое главное в «Гарпастуме». Даже сейчас у нас в команде есть ребята, которые могли бы играть профессионально. Егор Климов, например - одно из наших молодых дарований. Он играет в мини-футбол в чемпионате города. Думаю, он мог бы продолжать свою карьеру и стать перспективным миньщиком, но много психологических проблем ему мешает. Надеюсь, он их преодолеет и сможет спокойно развиваться.
Если говорить об умениях и скиллах именно в футболе 6х6, то самым мастеровитым игроком «Гарпастума» на моей памяти, безусловно, был Никита Уваров. Когда Никита на поле, мы всегда получали плюс 3-4 мяча в любом матче. Он очень классно отрабатывал сзади, но единственный минус Никиты заключался в том, что он быстро заводился. Иногда не так хорошо воспринимал критику, но мы понимали, что Никита очень хороший человек и отличный игрок, и старались ему помогать психологически во время матча и подстраиваться под его футбольные навыки. Конечно же, снова выделю Ваню Корнышева. Когда Ваня стал лучшим игроком сезона — это был, я думаю, вообще самый топовый футболист в истории «Гарпастума». А Ваня Грошев — точно лучший легионер команды! Вот, наверное, этих трех игроков я и назову - могу назвать намного больше, но выделю вот эту тройку.
Если говорить о самом сильном сопернике, с которым мы играли, на ум приходит команда «Альфа», которой мы проиграли 0:13 на Зимнем кубке - и это при том, что у нас была очень хорошая команда и мощные амбиции. Матч против «Black Bonch Mafia» — это наше самое серьезное поражение в истории. Мы им проиграли со счетом 3:17 на одном из Зимних кубков. Тогда мы вообще попали под машину, это было очень жёстко. Было очень много крутых команд, с которыми мы играли. В СФЛ вообще очень мало коллективов, с которыми мы не сыграли за свою историю. Было приятно играть с «МирТесен» - мы дружили с ребятами, несколько игроков оттуда даже выступали за нас.
Изначально «Гарпастум» был сборной философского факультета, но с годами мы старались избавляться от людей, которые каким-то образом приносили негативный фон в команду. Добавляли тех, кто по человеческим качествам нам подходил. В какой-то момент мы стали коллективом друзей. Причем несколько ребят, которые играли за «Гарпастум», были на моей свадьбе. Это один из мощных показателей того, насколько сильно мы дружим. Бывало, что я кого-то из своих друзей подтягивал в «Гарпастум». Не скажу, что после каждого матча мы идем вместе куда-то отдыхать, гулять. Но при этом каждый человек, который играл в «Гарпастуме», в любой момент может обратиться ко мне за помощью, и он ее на сто процентов получит. Я считаю «Гарпастум» своей семьей, и любой футболист, который приходит ко мне в семью, становится ее частью. Не скажу, что мы все супер общаемся в жизни, но, когда общаемся — это всегда очень близко и душевно. Если кто-то из футболистов не подходит нам по каким-то причинам, под наше мировоззрение, то он в команде не задерживается.
Очень надеюсь, что за годы существования «Гарпастума» не было ни одного человека, кто остался на меня в обиде. Конечно, какие-то небольшие конфликты были, потому что это футбол, и эмоции иногда перехлестывают. Были моменты, когда доходило и до кулаков в команде - не у меня, а у других ребят. Но мы эти конфликты гасили, и последние пять лет уже такого нет. Тут, наверное, есть и моя заслуга, так как сейчас я намного бережнее подхожу к комплектованию команды, чем это было несколько лет назад. В каждом из игроков я уверен. Единственное, из последнего, у нас были определенные противоречия с Егором Климовым, нашим новичком, который из «Мир тесен» пришел. Они выражались в том, что он реально крутой футболист, но не все вокруг могут его уровню соответствовать - то есть он иногда мыслит по-футбольному, а в СФЛ играют не в футбол, и мы пытались ему это объяснить. Егор неглупый парень, он взрослеет, и в этом сезоне никаких проблем с ним у меня нет, за что я ему очень благодарен. Не хотелось бы, чтобы мой последний сезон был омрачен каким-то недопонимаем с одним из игроков. Огромное спасибо Егору! Он умница - в этом сезоне он один из лучших.
Если затрагивать тему конфликтов, есть один, о котором можно рассказать. Это был матч «Гарпастум» – «Альфа». По-моему, в 2015-м году. Так получилось, что из группы мы неожиданно для себя и для многих вышли очень уверенно. Два матча выиграли, потом с минимальным счетом проиграли «USB». Это был действующий обладатель Кубка, а мы проиграли в один или два мяча всего. Было ощущение, что мы амбициозно заряжены на то, чтобы показать крутой результат. У нас была реально классная команда. И мы попали на «Альфу» - коллектив из Премьер-Лиги. «Альфа» была составлена наполовину из людей, которые сейчас играют в чемпионате города и даже в чемпионате России по мини-футболу. Это была реально машина, которая вышла и разнесла нас со счетом 0:13. И после этого в раздевалке случился самый неприятный и при этом один из самых смешных моментов в истории «Гарпастума». Так получилось, что наш вратарь Арсений Махонин поругался с одним из наших нападающих Хусеем Байрамуковым. Начали ругаться они еще по ходу матча. Хусей то ли замахнулся и практически ударил, то ли там действительно был какой-то удар - в общем, ударил по корпусу. Мы их растащили в раздевалке. При этом один из наших лидеров, Ваня Корнышев, в это время был в душе. Он выходит и говорит: «Ну, парни, 0:13, ничего страшного, зато никто не поругался». А мы в этот момент пытаемся растащить парней друг от друга. Это был последний матч как одного, так и другого в «Гарпастуме». Никакие конфликты нам были не нужны. В дальнейшем мы продолжили играть без этих двух футболистов, несмотря на то, что Хусей - один из самых сильных игроков на начальном этапе «Гарпастума».
Наверное, для меня 200-ый матч можно назвать самым запоминающимся. Он был очень крутой по атмосфере и по количеству болельщиков, которые на него пришли. Ну а так, было очень много классных игр. Помню матч, где я впервые сделал хет-трик - это была встреча второго сезона СФЛ против «Сомона», полностью составленного из ребят из Таджикистана. Они весь матч нас давили и сто процентов должны были брать три очка, но каким-то чудом мы победили со счетом 4:3, причем два гола я забил от своей штрафной, то есть забрасывал мяч за шиворот вратарю. А для «Гарпастума» самая важная игра — это матч за третье место пляжного кубка 2014-го года, когда мы в поединке за бронзу победили «USB» и взяли первую медаль в истории. И отдельно выделю тот сезон, когда мы выиграли Третью лигу - это был 2016-ый год. Там нельзя выделить какой-то матч, мы просто провели гениально весь сезон. Мы прошли его без поражений, вышли в Высшую лигу, дошли до полуфинала Кубка третей лиги, но, к сожалению, проиграли в полуфинале по пенальти и уступили в матче за третье место.
Перед юбилейным матчем я ребят попросил, чтобы они не играли всю встречу только на то, чтобы я забил. Поэтому, в целом, все голы были игровыми - то есть не было такого, что кто-то мне выкатил на пустые или отдал в какой-то ситуации передачу, когда должен бить сам. Понятное дело, что при счете плюс 5-6 в нашу пользу я уже старался играть в нападении, не возвращаясь назад, и по возможности получал мяч и атаковал. Естественно, ребята хотели, чтобы я забил в этом матче побольше. Хотя некоторые партнеры в какой-то момент перестали мне пасовать, потому что в нашей группе проводился конкурс ставок, где каждый мог предсказать итоговый счет и количество моих голов. И когда я забил два гола, кое-кто перестал отдавать мне передачи. Но я все-таки забил третий, чему очень рад! Спасибо большое команде!
Вопрос существования «Гарпастума» сейчас самый яркий - я думаю, что команда с моим уходом в СФЛ закончится. Мы надеемся, что сможем заявиться в какой-нибудь другой турнир, где будем играть уже не студентами. Но у нас сейчас и так многие ребята не студенты - просто играем в СФЛ, пока возраст позволяет.
Я предполагаю, что мы не будем больше играть в СФЛ после этого сезона. Но, с другой стороны, я не вправе запрещать молодым ребятам, которые сейчас в «Гарпастуме», организоваться и заявиться на следующий сезон самостоятельно. Естественно, я уже не буду принимать никакого участия в организации, потому что тащить две команды на себе — это чересчур. Но если они решат заявиться, и там будут какие-то идейные вдохновители, я точно не буду против, если команда будет называться «Гарпастум».
Описать одним словом «Гарпастум», наверное, вообще невозможно. Но пускай это будет слово «удовольствие», потому что все, кто приходит на наши матчи поиграть, посмотреть или посудить, получают удовольствие от игры, несмотря на то, что качество футбола далеко не всегда топовое. Но мы стараемся, у нас всегда весело, у нас всегда шоу! Поэтому, я думаю, удовольствие получают действительно все!
Записала Влада Златова